Милосердие и порядок - Из истории гжельского промысла
Изображение 135 logomip Празднование 9 мая 111 Открытие Безыменского Олег 16.02 Изображение 429 IMG_4357 9 мая с ветеранами DSC06627 Изображение 083 родной край глазами земляков DSC_0112
Изображение 135 logomip Празднование 9 мая 111 Открытие Безыменского Олег 16.02 Изображение 429 IMG_4357 9 мая с ветеранами DSC06627 Изображение 083 родной край глазами земляков DSC_0112
Изображение 135 logomip Празднование 9 мая 111 Открытие Безыменского Олег 16.02 Изображение 429 IMG_4357 9 мая с ветеранами DSC06627 Изображение 083 родной край глазами земляков DSC_0112

Из истории гжельского промысла

Главная / МУЗЕЙ-КАФЕ "ГЖЕЛЬ" / Из истории гжельского промысла
Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Название промысла гжель связано с целым районом Подмосковья, жители которого были виртуозами керамического ремесла: обжигали глиняную посуду, черепицу, изразцы. Начиная с XII века и на протяжении столетий, гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода. Но настоящая слава крупного гончарного района пришла к Гжели в XVIII веке, когда её мастера освоили производство майолики - керамических изделий с многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке произошел переход от майолики к полуфаянсу, а затем к фарфору. И именно это время считается истинным расцветом народного керамического промысла.

ggel_izdelia_01.jpg

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок и разоряются, не выдерживая конкуренции крупных предприятий. И только в послевоенное время началось подлинное возрождение Гжели. Именно тогда особую популярность приобрел новый стиль – те самые, известные нам синие узоры на белом фоне. Сине-белый фарфор получает признание у нас в стране и за рубежом.
 
Сегодня «Гжель» – это современное предприятие, производящее уникальные фарфоровые изделия с кистевой росписью кобальтом. 
 
В современном гжельском фарфоре можно выделить три основных типа росписи:

Три вида росписи: подглазурная синяя на белом фоне, позолота на синем кобальте и многоцветная надглазурная.подглазурная синяя на белом фоне, позолота на интенсивно синем кобальте и многоцветная надглазурная роспись на белом фоне. 

Подглазурная синяя роспись особенно многообразная и живописна. Сначала расписывается просто обожженный черепок (его обжигают при температуре 900 градусов по Цельсию), после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй, окончательный обжиг. Там глазурь становится прозрачной, как стекло, а черный кобальт меняет цвет на ярко-синий. Подглазурная роспись считается наиболее долговечной, не стирается, не тускнеет со временем в отличие от многоцветного надглазурного декора, постепенно утрачивающего яркость красок.

Всего выделяют три вида гжельской росписи:

  •  Орнаментальная: самые распространенные - это «шашечки», «жемчужинки», «капельки».
  •  Сюжетная роспись: сцены из повседневной городской и деревенской жизни, герои российских легенд и сказок, природа и времена года.
     
  •  Растительная роспись: травы, ягоды, злаки, букеты, листья, цветы. Главным объектом является гжельская роза.

ggel_002.jpg

Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и заканчивая тиражной продукцией, применяется ручная роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Стоит отметить, что мастерам удается добиваться более 20 оттенков синего цвета, используя только одну краску.