Шесть интересных фактов о синеокой гжели

Хотите узнать больше об истории гжельской росписи?  Приглашаем вас на виртуальную экскурсию по уникальному музею-кафе «Гжель». Вы узнаете много интересного о народном промысле, который по праву считается визитной карточкой России. Что такое цветная гжель, почему один из главных элементов техники называют «агашкой», как выглядит анималистическая роспись, как собирали уникальные керамические панно и сколько оттенков синего можно добыть из кобальтовой краски? Об этом и не только нам рассказала куратор музея-кафе «Гжель» Оксана Завьялова.

Факт № 1. Гжель зародилась в Подмосковье

«Земля песчаная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…» — так в конце XVIII века ревизоры описывали район Подмосковья, где зародилась гжель.

Золотую жилу местные жители нашли… под ногами. Богатые месторождения глины способствовали развитию гончарного ремесла. Из гжельской глины изготавливали «аптекарские и алхимические сосуды», местные мастера изготавливали посуду, строительные материалы и даже примитивные детские игрушки. Поступали ремесленникам заказы и на изготовление посуды для дворцового обихода. И в наши дни керамические изделия продолжают изготавливать на предприятиях, которые располагаются в Подмосковье, там же по-прежнему добывают ту самую особенную глину, которая в руках мастеров превращается в звонкий синеокий фарфор.

Факт № 2. Раньше роспись была цветной

Изначально гжель была разноцветной. С XVII века мастера расписывали свои изделия яркими красками: лиловыми, желтыми, зелеными и коричневыми. Синяя роспись стала визитной карточкой гжели лишь с середины 20-х годов XX века. Переход на роспись кобальтом историки объясняют влиянием голландских мастеров. В то время в моду вошли голландские изразцы и китайский фарфор. Гжельские мастера переняли этот опыт: получилось красиво и недорого. Кстати, до обжига рисунок на изделии имеет черный цвет. И только под воздействием высоких температур краски приобретают привычную нашему глазу синеву. Используя только одну краску, художники получают более 20 (!) оттенков синего.

Цветной росписью сегодня владеют немногие. Специально для музея-кафе «Гжель» мастера изготовили тарелки и плитки, расписанные в редчайшей технике – коралловая гжель. Была разработана технология, благодаря которой цвета сохраняют свою насыщенность во время обжига при температуре в 1300 градусов. Только представьте — это в 13 (!) раз выше температуры кипения воды.

 Факт № 3. Керамические полотна, аналогов которым нет в мире

Панно, которые гжельские художники изготавливали для Владимира, могли бы выставляться в лучших музеях мира. В залах музея-кафе «Гжель» на двух эксклюзивных панно разворачиваются события давно минувших лет. На центральном панно изображен сюжет в стиле традиционной русской иконописи «Бояре встречают князя Андрея Боголюбского во Владимире». На втором панно изображен красивый среднерусский пейзаж. Уникальные картины составлены из отдельных изразцов, расписанных вручную. Работа ювелирная – совпадают все линии и штрихи. Так создаются единые керамические полотна, аналогов которым нет во всем мире.  А всего в оформлении кафе было использовано более 500 изразцов ручной работы.

Факт № 5. Животные Владимирской области в стиле гжель

Лось, кабан, воробей, олень и даже мифические лев и грифон! Самые, пожалуй, забавные образцы гжельской росписи можно встретить в зале, где проходят детские праздники. Специально для владимирского музея-кафе гжельские мастера разработали анималистические рисунки. На них изображены животные и птицы средней полосы России, а также мифические персонажи, которые повторяют белокаменную резьбу Дмитриевского собора.

Факт № 6. Почему розу зовут «агашкой»

Любимый узор гжельских мастеров — роза. В ремесленной среде ее принято называть «агашкой». А дело вот в чем… Раньше роспись в основном выполняли простые заводские работницы, крестьянки, наделенные художественным вкусом. Чаще всего они использовали в росписи растительные орнаменты и природные элементы —  листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда и пошло название «агашка». Этот сюжет часто использован и в оформлении музея-кафе.

 — С момента открытия наш музей посетили более 900 тысяч человек. До режима самоизоляции мы регулярно проводили  экскурсии для воспитанников детских садов и учащихся школ Владимирской области. Вход бесплатный. В холле на выставочных стендах размещена интересная информация об истории промысла. Как только посещения вновь станут возможными, мы всех приглашаем в наш прекрасный музей: вы  увидите  уникальные произведения искусства, которые находятся у нас в единственном экземпляре, прикоснетесь к истории нашей страны, — рассказала куратор музея-кафе Оксана Завьялова.

 Музей-кафе «Гжель» находится во Владимире, на первом этаже комплекса «Милосердие и порядок» на Добросельской, 2г.